Отзыв редакции к фильму «Мастер и Маргарита»

Надежда Найденова
5 декабря 2011
Надежда Найденова написал/a отзыв к фильму «Мастер и Маргарита»
Вторая свежесть

Сталинская Москва 1930-х годов сменяется действием в Ершалаиме, где иудейский прокуратор Понтий Пилат допрашивает Иешуа, зачем он призывал разрушить храм. Мастер, написавший роман о Христе и Понтии Пилате, поплатился за это свободой. Маргарита, возлюбленная Мастера, готова продать душу дьяволу, лишь бы помочь любимому. В этом же время в Москву со своей бесовской свитой приезжает Воланд, который проверяет москвичей на прочность.

Похоже, что мистика и чертовщина действительно витает над произведением Михаила Булгакова, и все это не байки. Роман «Мастер и Маргарита» был опубликован спустя 26 лет после смерти писателя. Всякие нехорошие вещи творились и с экранизациями: ломалась аппаратура, калечились актеры, рвалась отснятая пленка. Всякого рода мистика происходила и со съемочной группой Юрия Кары. Из-за конфликта с продюсерами, а также с владельцами прав на роман, и не без участия нечистой силы, фильм вышел в широкий прокат спустя 17 лет.

Фильм длится 3,5 часа, но в прокат вышла только двухчасовая версия. Разумеется, многопластовый роман Булгакова никак нельзя уложить в два часа, поэтому действие получилось скомканным, которое понятно лишь тому, кто не раз читал роман, помнит реплики героев и по ходу отмечает, что Бегемот (Виктор Павлов) не починяет примус и вообще мало хулиганит. Мастеру (Виктор Раков) и Маргарите (Анастасия Вертинская) отведена отнюдь не главная роль, даже Коровьева (Александр Филиппенко) и Ивана Бездомного (Сергей Гармаш) на экране больше. Судьба некоторых персонажей вообще остается неизвестной.

Кара, в отличие от других режиссеров, которые экранизировали роман, не оставил без внимания ни одной линии повествования. На передний план он вывел Воланда (Валентин Гафт) и Иешуа (Николай Бурляев) с Пилатом (Михаил Ульянов). Любовная история осталась на втором плане. Маргарита получилась неубедительная, не сильная и умная женщина, а какая-то напыщенная фифа. Вспоминая сериальную версию Бортко, с которой теперь будут сравнивать фильм Кары, Анна Ковальчук сыграла намного убедительнее.

То, что «Мастер и Маргарита» Кары – это продукт 90-х, видно невооруженным глазом. И не только потому, что в полете Маргариты не задействована компьютерная графика. Виден политический контекст: Бездомный бежит к Кремлю с криком, что там засела нечистая сила, на бал к Сатане придут Дзержинский, Ленин, Гитлер и Сталин. Жоржа Бенгальского играет Амаяк Акопян – и сразу вспоминаются пошлые юмористические передачи 90-х и «Голубые огоньки» с избыточным количеством мишуры.
Этот фильм странно смотреть как премьерное кино. Многое с тех пор изменилось. Фильм ждали, о нем говорили, хотели посмотреть, но сейчас он не вызывает бурю эмоций. Как сказал Воланд, второй свежести не бывает, однако это именно она.