Наверх
26 апреля 2016, 16:00, Кино Mail.Ru

Фантомы и чертово колесо: киноляпы из фильмов о Чернобыле

Зона отчуждения давно обросла легендами — и не последнюю роль в этом сыграли кинематографисты. В 30-ю годовщину аварии на Чернобыльской АЭС «Кино Mail.Ru» исследует фильмы об этой катастрофе и удивляется количеству ошибок, допущенных их авторами.

«Запретная зона», США, 2012 год

Самый заметный киноляп «Запретной зоны» — три появляющиеся в кадре градирни

«Запретная зона» (оригинальное название — Chernobyl Diaries, то есть «Чернобыльские дневники») — американский хоррор, снятый за смешную по нынешним меркам сумму $1 млн. Понятно, что от такой ленты не приходится ждать достоверности и точности, но количество проколов в картине, спродюсированной Ореном Пели (создателем франшизы «Паранормальное явление»), буквально зашкаливает. Самая заметная в силу своего физического размера ошибка — три появляющиеся в кадре градирни. На самом деле на территории Чернобыльской АЭС расположились всего две охладительные башни, и те не были достроены; одна так и вовсе находится практически в зачаточном состоянии. До градирен реакторы на станции охлаждались при помощи пруда, длина которого превышала 10 км. Для реакторов третьей очереди этого водоема не хватало, поэтому и было начато строительство гигантских (их диаметр в основании — 120 м) башен.

Неизвестно, сумела ли вообще съемочная группа «Запретной зоны» побывать в настоящей зоне отчуждения. В СМИ проходила информация о том, что часть материала для картины о столкновении туристов-экстремалов с радиоактивными мутантами отсняли в Припяти, но достоверные данные есть только о съемках в Венгрии и Сербии. В сущности, нет уверенности и в том, что создатели фильма добрались хотя бы до Киева: в сцене, якобы разворачивающейся на улице украинской столицы, можно заметить машину с логотипом крупной сербской телекоммуникационной компании.

«Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть», США, 2013 год

Пятый фильм знаменитой франшизы веселит и поражает даже не отдельными проколами, а своим замыслом как таковым. Согласно сюжету Джон Макклейн (Брюс Уиллис) отправляется в Москву, чтобы выручить попавшего в передрягу блудного сына Джека (Джай Кортни). Опустим некоторые события, скажем только, что сценарий приводит Джона и Джека в Припять, куда они отправляются на автомобиле, угнанном у дверей московского клуба. Таким образом, два вооруженных до зубов американца, только что устроивших серьезную заваруху в столице РФ с участием мафиози, спецслужб и политиков, не только запросто преодолевают серьезную дистанцию на краденой тачке и пересекают государственную границу, но и без проблем проникают в зону отчуждения.

Джон Макклейн (Брюс Уиллис) с сыном (Джай Кортни) с автоматами наперевес без проблем проникают в зону отчуждения

Кстати, их целью, как выясняется, является хранящийся в руинах атомной станции со времен аварии оружейный уран. Примечательно, что держат его в емкостях, помеченных значками, обозначающими как радиоактивную, так и биологическую опасность. Впрочем, злодеям-то, разумеется, на любую опасность плевать: в их распоряжении имеется спрей, защищающий от облучения. В общем, пятый «Крепкий орешек» — не неточное, а просто довольно глупое кино.

Так выглядит зона отчуждения глазами авторов фильма «Крепкий орешек 5»

«Чернобыль: Зона отчуждения», Россия, 2014 год

Начнем со спойлера: отечественный сериал, демонстрировавшийся на канале ТНТ, рассказывает в том числе о путешествиях во времени, а подобные эксперименты, как известно, нередко приводят к логическим нестыковкам. Пятерка подростков, героев телефильма, приезжает в зону отчуждения и магическим (на самом деле нет, но спойлеров хватит) образом попадает в апрель 1986-го. Это, например, позволяет одной из героинь, Ане (Кристина Казинская), встретиться с пропавшей годы назад сестрой и даже покататься вместе с ней на колесе обозрения в городском парке Припяти.

В сериале «Чернобыль: Зона отчуждения» герои катаются на колесе обозрения, которое на самом деле никогда не было запущено

Желание авторов задействовать аттракцион объяснимо: проржавевшее колесо появляется на многих фото из зоны, кроме того, луна-парки обычно становятся отличными бэкграундами для триллеров и хорроров. Но есть один нюанс: чертово колесо, которое, судя по репликам Аниной сестры, давно работает, на самом деле никогда запущено не было: премьерный прогон был запланирован на 1 мая 1986-го.

Вообще, зона отчуждения, по замыслу авторов сериала, является здесь вполне самостоятельным персонажем, в списке главных сверхспособностей которого, например… создание фантомов! То есть в сериале помимо ключевых действующих лиц присутствуют еще и их копии. И тогда логично предположить, что зона взяла неработающее колесо обозрения, да и создала его функционирующий клон.

«Трансформеры 3: Темная сторона Луны», США, 2011 год

«Трансформеры», в отличие от пятого выпуска саги о Макклейне, оказались довольно крепким орешком. Фильм отправляет зрителей в зону отчуждения совсем ненадолго, кроме того, все реплики, которые можно охарактеризовать как неточные или ошибочные, исходят от персонажей фильма — а они, понятное дело, имеют право ошибаться.

Так или иначе, один из персонажей, заметив маркировку «Интеркосмос» на обнаруженной среди руин емкости, произносит единственное слово — «спутник», подразумевая, очевидно, запущенный в октябре 1957-го советский «Спутник-1». Однако программа «Интеркосмос» функционировала с 1978-го и к тому запуску прямого отношения не имела. Кроме того, в самом начале чернобыльского эпизода персонаж Джоша Дюамеля выдвигает предположение, что люди «не смогут здесь жить еще 20 000 лет», которое тут же подтверждает украинское официальное лицо. Видимо, подразумевается, что вся зона заражена плутонием-239, чей период полураспада действительно превышает два десятка тысяч лет. Однако загрязнение было вызвано и другими радионуклеидами, их срок полураспада в десятки и даже сотни раз меньше. Уже сейчас на территории зоны происходит самозаселение, хотя ученые, разумеется, посоветовали бы таким смельчаками подождать.

Припять глазами создателей фильма «Трансформеры 3: Темная сторона Луны»

В любом случае все знают, что диалоги не являются сильной стороной «Трансформеров». Об этом же напоминает и гигантский металлический червь Дриллер, который не дает героям фильма спокойно поболтать среди радиоактивных руин.

«Аврора», Украина, 2006 год

Эпиграфом этой слезливой драмы, рассказывающей о мечтающей о карьере балерины, но умирающей от лучевой болезни девочке из детдома, стало предсказание Нострадамуса, сделанное якобы в 1555 году. Согласно этому пророчеству века спустя «хвост страшной кометы заденет Землю» и принесет с собой «звезду откровения», после чего люди начнут терять «волосы, кожу и глаза». Имя той звезды — разумеется, Чорнобыль. Точную цитату в трудах самого астролога вы вряд ли обнаружите, Чорнобыль появился в стихе исключительно благодаря стараниям переводчиков со старофранцузского на русский: они вспомнили, что в Новом Завете упавшую с неба звезду именовали полынью и что чернобыльник на деле также является полынью, а затем сделали собственные выводы.

Впрочем, достаточно об эпиграфе. Давайте обратим внимание на еще один нелогичный, но при этом сюжетообразующий факт: дозу радиации главная героиня фильма Аврора получила, поскольку ее детдом находился на окраине Припяти. Между тем этот населенный пункт был создан всего за семь лет до аварии (и через два года после запуска АЭС в эксплуатацию) — в 1979-м. К 1986-му в совсем еще молодом городе атомщиков появились детсады и школы, но не успели построить ни одного детдома. Что, согласитесь, придает некоторую сомнительность всей этой киноистории целиком.

Подпишитесь
Новости по теме
9288 фильмов из 10 крупнейших онлайн-кинотеатров
История моих просмотров