Скромный советский служащий Семен Семеныч Горбунков отправляется в турпоездку за границу и знакомится с контрабандистом Гешей. Путешествуя по узким турецким улочкам, Семен Семеныч падает на мостовую и громко ругается. По чистой случайности он падает ровно в том месте, где должна состояться передача контрабандных драгоценностей, и произносит кодовую фразу. Золото-бриллианты закатывают в гипс на руке Горбункова, но сокровища должны были попасть «в руку» Геши, и за Семеном Семеновичем начинается охота.
«Бриллиантовая рука» — эксцентрическая комедия Леонида Гайдая с Юрием Никулиным и Андреем Мироновым в главных ролях, классика советского кино. В колоритных образах в фильме также предстали Анатолий Папанов, Нонна Мордюкова, Светлана Светличная. Съемки проходили в 1968 году в Сочи, Адлере, Туапсе и других городах Советского Союза, «зарубежные сцены» снимались в Баку.
Криминальная комедия, замешанная на реалиях советской эпохи.
Один из самых популярных фильмов советского кинематографа, снятый Леонидом Гайдаем, уже давно растащили на цитаты, а кратко рассказать историю противостояния примерного семьянина Семена Горбункова и группы преступников, может каждый.
Простой советский человек Семен Семенович Горбунков (Юрий Никулин) отправляется в круиз на лайнере. В одном из заграничных городов он поскальзывается и, со словами «Черт побери!», получает вывих руки. Эти слова служат паролем для местных контрабандистов, которые накладывают гипс, пряча в него золото и бриллианты. Горбунков приходит в себя и видит сокровища.
Семен Семенович рассказывает все капитану теплохода, а он оповещает советскую милицию. Начинается ловля преступников «на живца», где, в виде приманки выступает Горбунков.
Геша (Андрей Миронов), является не только соседом Семена Семеновича по каюте, но и настоящим контрабандистом. Он думает, что Горбунков ничего не знает про драгоценности, и разными путями пытается их заполучить.
Роль Горбункова изначально писалась под Никулина. А вот Гешу Козодоева мог сыграть Георгий Вицин. Гайдай не видел в этом герое Миронова. Роль соблазнительницы Анны Сергеевны изначально предлагали Кларе Лучко, но она посчитала ее несерьезной, и была категорически против съемок в купальнике. Светлана Светличная была утверждена с большим трудом.
Еще до начала съемок сценарий прошел предварительную цензуру, а все съемки курировал капитан КГБ (кстати, одним из пожеланий к сценарию было сделать роль милиции в картине более активной). Но и после окончания съемок фильм мог лишиться многих не только смешных, но и важных сцен. Разве в советском фильме может быть сцена с проститутками? Разве советский человек может столько пить? Также комиссии показалась неудовлетворительной игра Нонны Мордюковой, исполнившей роль управдома. Гайдай добавил в конце ленты кадры ядерного взрыва, заявив, что взрыв должен присутствовать обязательно, но вырезать в картине можно что угодно. Членам комиссии пришлось согласиться сохранить фильм как есть, но убрать последнюю сцену.
Благодаря находчивости режиссера мы до сих пор без остановки смеемся над фильмом, а песни «Про зайцев», «Остров Невезения» и «Помоги мне» стали всенародно любимыми.
Сегодня утром пересмотрел в очередной раз этот замечательный фильм. Хотя бы понял, откуда эта фраза — Семён Семёныч... Мой друг всегда так говорил. Фразы и диалоги из этого фильма до сих пор используются моими ровесниками и людьми более старшего возраста. Помню, что отцу очень нравился Папанов. Он его буквально цитировал. Песни тоже отличные. Мне Миронов больше всего понравился в фильме «12 стульев». Да, знаю, что пишу не по теме!!! Блин, вроде и не молодой уже 53 года, но смотрел с таким удовольствием!!! В то время было создано много очень хороших фильмов. Помню мы ещё на ч/б телике их смотрели, а теперь они появились в нормальном формате и качестве. Спасибо Вам!!!
Действительно этот фильм можно причислить к лучшим комедиям когда-либо снятым во времена СССР. Для меня этот фильм важен еще и тем, что начальные сцены снимались в моем родном городе Баку(в Старом городе — Ичери щехер). Баку всегда привлекал внимание советских кинематографистов. Так например, в фильме Человек-амфибия Баку превращается в знойный Буэнос-Айрес, в фильме Тегеран-43 — в столицу Ирана, ну и т.д.
С Баку и по сей день сохранилось это место, именуемое в народе Черт побери. Я часто вожу туда гостей столицы солнечного и гостеприимного Азербайджана. Все наши туристы в шутливой форме спотыкаются и падают именно на этом месте.