Наверх

Туринская лошадь

A Torinói ló
5.841
оценка
IMDb7.8
Моя оценка
Режиссеры
В ролях
Продюсеры
Сценаристы
Оператор
Композитор
Премьера
15 марта 2012 (РФ)
15 февраля 2011 (мир)
Дата выхода на DVD12 июля 2012
ПрокатчикCinema Prestige
Сюжет фильма

В 1889 году философ Фридрих Ницше на улице Турина увидел, как извозчик избивает лошадь. Ницше бросился к лошади, обнял ее и заплакал, а после этого замолчал навсегда, до самой смерти, наступившей через одиннадцать лет. Это предыстория сюжета. А в фильме та самая лошадь становится одним из «действующих лиц». Два других — старик-крестьянин и его дочь. Действие происходит на протяжение шести дней, становящихся метафорой конца света. Фильм «Туринская лошадь» получил ряд наград и премий: «Серебяный медведь» (гран-при жюри) на Берлинском кинофестивале (2011) и приз ФИПРЕССИ, три номинации на премию Европейской киноакадемии (режиссура, операторская работа и музыка).

Нашли ошибку? Сообщите нам, и мы устраним этот недочет. Сообщить об ошибке
Фильм «Туринская лошадь» еще нельзя посмотреть онлайн, зато 9182 фильма, 1884 сериала и 472 телешоу из 10 крупнейших онлайн-кинотеатров уже доступны для бесплатного и платного просмотра.
Трейлер и Кадры из фильма «Туринская лошадь»
Трейлер (англ.)
«Туринская лошадь» в подборках фильмов
100фильмов
С помощью 177 кинокритиков со всего мира BBC составила список, с которым обязан ознакомиться каждый фанат кино. Знакомьтесь, перед вами 100 лучших фильмов XXI века
Понравился фильм «Туринская лошадь»? Порекомендуйте похожие фильмы и сериалы.
Фильмы с этими же актерами
Экзистенциальный фильм-притча венгерского классика Белы Тарра
Парень работает на почте, увлекается астрономией и помогает своему дяде-музыковеду, который считает, что ни в музыке, ни в мире гармонии нет
Рецензии и отзывы к фильму
1
Рецензии пользователей
7 декабря 2012
8
Татьяна Уколова поставила оценку 8 и написала отзыв к фильму «Туринская лошадь»

Апокалипсис продолжает оставаться чуть ли не главным трендом сезона, если не в искусстве в целом, то уж в кино точно. Одним из важнейших событий 61-го Берлинале стала мировая премьера фильма «Туринская лошадь» — последней (как он сам обещает) работы классика мирового кинематографа Белы Тарра, своеобразный итог всего творчества выдающегося венгерского режиссера, проделавшего путь от социально-политического реализма к метафизическому экзистенциализму. «Туринская лошадь» — первая картина Тарра, которая выходит в прокат в России (хоть и спустя более года после премьеры), что само по себе случай беспрецедентный.

Идея фильма родилась из истории о философе Фридрихе Ницше, которую Бела Тарр услышал от классика современной венгерской литературы и сценариста самых известных своих картин Ласло Краснахоркаи. В 1889 году на улице итальянского города Турина Ницше обнял за шею старую лошадь, которую кучер нещадно хлестал кнутом за то, что та отказывалась тронуться с места. Философа с трудом оттащили от лошади, после чего поместили в лечебницу для душевнобольных, откуда он уже не выходил до конца жизни. Фильм повествует о дальнейшей истории лошади и ее хозяина.

Как и большинство картин мастера, «Туринская лошадь» — фильм черно-белый. Героев в фильме по сути трое: отец, дочь и лошадь, которую тоже можно назвать членом этой нелюдимой семьи, живущей в простом крестьянском доме где-то на краю земли. В очередной (и последний?) раз в фильме Тарра изображается замкнутый круг бытия. В течение шести дней, что мы наблюдаем за незатейливым бытом героев, неустанно повторяющих одинаковые бессмысленные по сути действия, которые в итоге ни к чему не приводят: скудная пища не насыщает, бездумное переодевание лишено рациональности, поход за водой к колодцу мучителен, попытки накормить лошадь, отказывающуюся принимать пищу и воду, тщетны. Отец, часами сидящий у окна, смотрит на нежелающий стихать ураганный ветер.

Камера постоянно следит за спинами героев в доме и на улице, редко показывая их лица, еще реже — глаза. У лошади как раз, наоборот, чаще показаны глаза. Фильм сделан минимальным вмешательством монтажа в практически единое экранное полотно. Метафизический кадр, с аллюзией на Тарковского, выверенный и чистый. Закадровый голос только усиливает экзистенциальный ужас, охватывающий зрителя. «Туринская лошадь» — фильм-апокриф, разделенный на шесть дней, как антипод создания бытия. У Тарра это шесть дней разрушения, по истечению которых наступит лишь бесконечная тьма и абсолютная тишина. Монолог зашедшего за водкой соседа словно повторяет ницшеанский постулат: Бог умер. Своеобразным апокрифом становится и псевдо-Библия, которую читает дочь. Фильм, начавшийся черным экраном, им же и заканчивается. Черный кадр у Тарра фактически буквален, ибо в конце, как и в начале, ничего нет. Мир закончился.

При просмотре «Лошади» не покидает ощущение дежавю. Слишком уж много сходств у фильма с апокалипсической «Меланхолией» Ларса фон Триера. Герои обоих фильмов одинаково ждут конца света и к финалу вполне ясно осознают его близость. Весь фильм у Тарра повторяется навязчивая музыкальная фраза, которая не находит логического выражения, равно как и прелюдия к вагнеровской опере «Тристан и Изольда», на которой во многом строится у Триера «Меланхолия». Музыка у Тарра нагнетает необъяснимый страх, напрягает зрителя, готовит к чему-то неизбежному, так что к финалу картины сомнений в наступлении конца практически не остается.

Клэр с сыном после безуспешной попытки убежать возвращаются в дом и готовятся ко встрече с Меланхолией. После неудавшегося побега возвращаются домой отец, дочь и лошадь, ибо понимают или узнают, что бежать некуда. И те, и другие в итоге смиряются, принимая конец как должное и неминуемое.

В «Меланхолии» лошади также встревожены приближением смертоносной планеты, но к финалу успокаиваются, как и люди, смиренно ожидая конца. Туринская лошадь, чувствуя обреченность неутихающей стихии, отказывается тронуться в путь. Но если Триер в «Меланхолии» наслаждается, любуется ничтожеством и слабостью человека. Тарр же почти беспристрастно наблюдает за метаниями своих героев со стороны, но также не питает иллюзий в отношении человечества. Сближает их то, что у обоих режиссеров Бога нет, зато есть антихрист.

В последней части «Приключений Гулливера» Джонатана Свифта Гулливер оказывается в стране гуигнгнмов — разумных и добродетельных лошадей, где есть и омерзительные йеху — этакие люди-дикари, представляющие собой сатирическую концентрацию всех человеческих пороков. Тарр, как и Свифт, видит истоки всех бед в порочности человеческой сущности, словно объясняя причину надвигающегося апокалипсиса: «Нет такой беды, которая не приходила бы без человеческого содействия».

В «Туринской лошади» в очередной раз воплотился личный экзистенциальный ужас самого режиссера, тихий ужас перед абсурдом и бессмыслием бытия.

Понравилась рецензия?   +1+
9182 фильма из 10 крупнейших онлайн-кинотеатров
Поделиться с друзьями:
«Кино Mail.Ru» представляет вашему вниманию информацию о фильме Туринская лошадь (A Torinói ló, 2011): актеры, рецензии, список похожих фильмов, возможность оставить отзыв к фильму Туринская лошадь. Также вы можете посмотреть трейлер к фильму Туринская лошадь, получить информацию об авторе сценария и режиссере фильма.
История моих просмотров