Вместо родной Фурии Ричард Б. Риддик попадает на планету, где обычный человек не сможет выжить и дня. Но Риддик уже не человек. И это печально.
Риддик дорос до «Хроник», выяснил, откуда он родом, обзавелся собственной мифологией. Перед Вином Дизелем и Дэвидом Туи открывались, без преувеличения, целые новые миры. Многострадальная планета Фурия вращалась в созвездии сюрпризов и манила звездопадом новых сюжетных ходов. То ли авторы идеи испугались подобных космических перспектив, то ли решили растянуть удовольствие еще на несколько лет, но в части третьей заглавный герой возвращается к тому, с чего начинал: проверяет себя на моральную и физическую прочность, обнаруживает и истребляет монстров и заигрывает с блондинкой. И все это на какой-то заштатной планете, населенной ядовитыми болотными тварями и неядовитыми шакалами. Фурия подождет.
Риддик, став во главе армии некромонгеров, изнежился, расслабился и ожидаемо получил удар в спину (странно, кстати, что лорд Ваако собственноручно не выполнил главный завет Могильщиков «что убил, то твое», поскольку смерть Риддика автоматически сделала бы его главнокомандующим некромонгеров). Оставленный на верную смерть на неизвестной планете, Риддик, естественно, выживает, обзаводится друзьями из местных и включает радиомаяк. На сигнал которого, как бабочки на огонек, прилетают сразу два корабля.
Дальше начинается микс, в котором аллюзии на вторую часть сменяются копированием эпизодов части первой; поклонники Риддика без труда узнают и то и другое. И возможно, им это понравится, так как Дизель и Туи тоже слегка влюблены в своего героя. И что бы он ни делал — вправлял бы сам себе кости, беседовал с блондинкой о педикюре или бродил по колено в зловонной жиже, — все это снимается вдумчиво, неторопливо и с огромной нежностью к персонажу.
Новый «Риддик» с его странными пейзажами, новым небом с новыми солнцами над головой получился почти безупречно красивым; в нарочитой вторичности сюжета можно отыскать и стиль, и вкус. Плохо одно: Риддик все меньше напоминает человека и все больше — супергероя. В первой части он мог уступить в драке всего одному наемнику-наркоману, во второй — был избит уже не кем-нибудь, а маршалом-некромонгером, а в третьей творит уже нечто, выходящее за рамки самых невероятных человеческих способностей. Его новые подвиги, умения и повышенную сопротивляемость организма можно списать на туманное фурианское происхождение, но только до определенной степени. С другой стороны, остальных фурианцев давно убили, так что сравнить не с кем. Может, они все такие. Туи знает.
По сути дела повторили сюжет «Черной дыры». Примерно такая же планета, такая же заброшенная станция, такой же дождь с монстрами, от которых нет спасения, но он спасся. Не вдохновило, причем очень не вдохновило, но на один просмотр сходить можно. Четверочку поставить модно, но только из-за старания актеров, которые попытались из заезженного сюжета сделать хоть что-то стоящее.
Ставлю «двойку», так как это для всех, учившихся в школе, самый знаменитый показатель качества, будь то знания или фильм. Десятибалльная шкала тому не помеха — всё равно двойка.
Абсолютно не понимаю людей, восхищающихся данным фильмом. Сюжет? Никакой, уже обыгранный даже в этой франшизе. Актерская игра? Могу выделить только Хорди Молья (не буду склонять). Типичный злодей, но с некоей изюминкой, вот лично ему и идут в зачет оба балла. Герой? Риддик напоминает любого, я подчеркиваю, любого персонажа Джейсона Стейтема — непобедимого и неумирающего. Еще и любимца женщин. У них обоих проблемы с самооценкой?
В каждом фильме одно и то же. Мотивы блондинки в концовке фильма мне абсолютно не ясны. Или зритель должен это проглотить с мыслью «Эх, а ведь Риддик так и сказал в середине фильма, вот это поворот, ухх!». Бред. Такие персонажи и ходы интересны в подростковом возрасте, а сейчас — простите, не цепляет. Спецэффекты? Да, мы избалованы «Трансформерами», но есть и старенькие фильмы, где всё отснято ещё с куклами и гораздо качественнее. Хотели снять экшн — на мой взгляд, не вышло. Хотели снять научно-фантастический фильм — однозначно не вышло.
Подведём итоги. Любите Вина Дизеля — смотрите. Любите хорошую фантастику — смотрите «Чужого», «Нечто», читайте Хайнлайна.