10 февраля 2011, новость

«Железная хватка»: «Оскару» не уйти

Братья Коэн, Итан и Джоэл уже давно заняли в голливудской иерархии место живых классиков. На их счету – четвертьвековой опыт работы

Братья Коэн, Итан и Джоэл уже давно заняли в голливудской иерархии место живых классиков. На их счету – четвертьвековой опыт работы с суперзвездами, россыпь «Оскаров» и полтора десятка выдающихся фильмов, однако самый успешный из них вышел в американский прокат всего полтора месяца назад. Дебютировав на широком экране накануне католического Рождества, к началу февраля «Железная хватка» заработала свыше 150 миллионов долларов только в США и Канаде, а тепе

рь готовится к своей европейской премьере.

Премьера эта запланирована на 10 февраля, когда именно «Железная хватка» откроет программу 61-го Берлинского кинофестиваля. Ну а на следующий день, 11 февраля, фильм можно будет увидеть и в российских кинотеатрах. Можно и даже нужно – если кассовые сборы убеждают не всегда и не всех, то с еще одной цифрой – 10 номинаций на «Оскар» – спорить сложно. Оставшись без внимания жюри «Золотого глобуса», «Железная хватка» считалась темной лошадкой призового сезона, но Киноакадемия сказала свое слово: картина фигурирует во всех ключевых номинациях, включая «Лучший фильм», «Лучшая режиссура», «Лучший адаптированный сценарий», «Лучшая мужская роль» и «Лучшая женская роль второго плана».

Однажды фильм под названием «Железная хватка» уже принес премию «Оскар» одному именитому актеру – получив в 1970 году один из последних шансов наградить легенду вестерна Джона Уэйна, академики его не упустили. Как и «Железная хватка» 40-летней давности, новый фильм братьев Коэн рассказывает историю несовершеннолетней девочки, нанявшей многоопытного (и много пьющего) маршала, чтобы найти и наказать убийцу своего отца. Но, вопреки распространенному заблуждению, «Железная хватка» Коэнов – не ремейк одноименного вестерна, а еще один взгляд на роман Чарльза Портиса, изданный в 1968 году, немедленно экранизированный, на долгое время забытый, но недавно вернувшийся в спис

ки бестселлеров – стараниями братьев Коэн.

«Мы прочли все пять романов Портиса, и «Железная хватка» показалась нам наиболее кинематографичной, - объясняет Итан Коэн. - Рассказ ведется от имени 14-летней девочки. Это как «Алиса в Стране Чудес», потому что девочка оказывается в абсолютно непривычном для нее окружении». Существенным аргументом в пользу экранизации стало и то, что Портис, в отличие от Кэрролла, писал в стилистике, изначально родственной жанру вестерна, к которому Коэны уже подступались (их награжденный четырьмя «Оскарами» триллер «Старикам тут не место» принято считать неовестерном). Наконец, сам язык романа – динамичный, живой, остроумный и невозмутимый – был словно создан для Итана и Джоэла, чье сценарное мастерство было признано еще раньше, чем уникальность их режиссерского почерка.

«Когда Коэны сказали, что собираются снимать «Железную хватку», я удивился – ее ведь уже снимали, зачем повторяться? – вспоминает Джефф Бриджес. - Однако они хотели снять не ремейк старого фильма, а вестерн по книге Чарльза Портиса. Я прочитал книгу и сразу понял, что они имели в виду. Она словно просит, чтобы ее экранизировали Коэны». Бриджес – голливудский ветеран и всеобщий любимец, работе с Коэнами обязанный своей самой яркой и культовой ролью (Чувака в «Большом Лебовски»). Согласившись сыграть маршала Рубена «Задиру» Когберна – человека с той самой железной хваткой – Джефф не избежал сравнений с Уэйном, но испытание это выдержал с честью, заработав свою шестую оскаровскую номинацию. (Долгожданная победа далась Бриджесу год назад, за роль падшей кантри-звезды в «Сумасшедшем сердце».)

Куда более сложным с самого начала представлялся кастинг на роль Мэтти Росс, 14-летней девочки с недетской уверенностью в собственных силах и правоте, от лица которой ведется повествование. Дебютантка Хейли Стайнфелд, которой на момент съемок едва исполнилось 13, была выбрана из 15 тысяч претенденток на роль, покорив сначала режиссеров, а затем и коллег. «Поначалу я волновался за Хейли, - признается Бриджес. - Ведь это ее дебютная картина. Но уже к концу первого дня съемок я сказал: господи, как же нам с ней повезло! Она очень мила, но и жесткость своей героини показать может”. Помимо номинированных на «Оскар» Бриджеса и Стайнфелд, в актерском ансамбле выделяются Мэтт Дэймон («Умница Уилл Хантинг», «Отступники», шпионская трилогия имени Джейсона Борна) в роли болтливого техасского рейнджера и Джош Бролин («Старикам тут не место», «Харви Милк») в роли подлого Тома Чейни, преследованием которого заняты главные герои.

Братья Коэн, как водится, разделили амплуа продюсеров, режиссеров и сценаристов своего фильма, самостоятельно его смонтировав (под традиционным псевдонимом Родерик Джейнс) и вновь доверившись обычным подозреваемым: художнику Джессу Гончору, костюмеру Мэри Зофрис, композитору Картеру Беруэллу и оператору Роджеру Дикинсу. Последний, снимающий с Коэнами с 1991 года, только что заработал премию американской гильдии операторов за выслугу лет и, хочется верить, получит, наконец, давно заслуженного «Оскара» (эта его номинация – девятая по счету). Что до верных себе Итана и Джоэла, то они над вниманием академиков лишь саркастически посмеиваются. «Сидел я в зале во время прошлогодней церемонии, - вспоминает Итан. – Огляделся и подумал: а я ведь здесь уже не впервые, и большинство этих людей мне знакомо. Неужели я стал своим в Голливуде?»

Поделиться с друзьями!
Новые трейлеры