22 декабря 2011, новость

«Высоцкий. Спасибо, что живой»: тайны грима

Премьера фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» совершила революцию в умах зрителей. Впервые наряду с игрой актеров они страстно обсуждают и работу гримеров

Такого в киномире еще не было: даже на премьере вопрос «А кто же все-таки сыграл Высоцкого?» остался без ответа. И сейчас, спустя месяц, зрители все еще гадают. Чаще других звучит фамилия Сергея Безрукова, но он эту версию не подтверждает. Но так как во время съемок фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» актер, играющий главную роль, приходил на площадку первым, а уходил последним, и его настоящего лица никто, кроме гримера, не видел, то у членов съемочной группы узнать заветную фамилию невозможно — они ее попросту не знают, пишет портал «7 Дней».

Источник: 7 Дней

Как же удалось так тщательно скрыть личность актера? Дело в том, что на его лице во время съемок был не просто грим, а маска, с фотографической точностью передающая черты лица Владимира Семеновича. Для того чтобы ее изготовить, пришлось даже снять слепок с посмертной маски Высоцкого. Сначала предполагалось, что главного героя сыграет его сын Никита. Но он выше отца почти на 20 сантиметров, и телосложение у него заметно крепче. Никакие попытки похудеть, ссутулиться и изменить походку не помогли. И тогда главную роль отдали актеру, больше подходящему по комплекции.

Эпопея со сложным гримом началась еще в 30-е годы прошлого века, когда Голливуд решил вплотную взяться за «ужастики» и с экрана хлынули Дракулы, Квазимодо и прочие страшилы, обмотанные бинтами, обложенные ватой и навесившие на себя многокилограммовые горбы из резины. Постепенно грим усложнялся, возникали новые технологии, и в итоге гримеры научились превращать человеческое лицо во что угодно: хоть в морду волка, хоть в осьминога. Но для такого превращения гримерному цеху нужно проделать немало манипуляций. Чтобы лишний раз не тревожить актера бесконечными примерками будущей маски, изготавливают слепок с его лица. Лицо покрывают специальной вытяжкой из водорослей — альгинатом, по консистенции он напоминает сметану и быстро твердеет. Затем внутрь тонким слоем наносят гипс, чтобы получить более прочный слепок лица. И уже из этого гипсового трафарета, залив в него латекс, делают лицо актера, так называемую болванку. Теперь надо изготовить необходимый грим. Если нужна, например, волчья морда, художник формирует ее на этой болванке. Готовый вариант идеально садится на лицо актера, а снаружи смотрится, как волчий оскал.

Самым актуальным материалом для изготовления такого грима сегодня считается силикон: он мягкий, прозрачный, больше подходит под цвет кожи, и, что немаловажно, процесс разгримировки занимает всего 15 минут. Но есть и масса недостатков, главный из них — силикон не дышит. Для съемок фильма «Дом большой мамочки» гримеры с помощью накладок сделали актера Мартина Лоуренса в несколько раз толще, но работать он не смог — крепкий и здоровый мужчина падал в обморок из-за духоты. В итоге использовали другой материал для «тела», он оказался более грубым на вид, но в нем хотя бы можно было работать.
А вот актеру Питеру Сарсгаарду, снимавшемуся в фильме «Зеленый фонарь», пришлось несладко, требовался именно силикон для более ювелирной работы. По замыслу художников бедняге навесили на лоб и лицо почти пятикилограммовую маску. «Представьте, что вам надели на голову резиновую перчатку! — с содроганием вспоминает Питер. — Поскольку силикон не дышал, я начинал под ним потеть, и грим отваливался. Приходилось охлаждаться. Я вставлял свою руку в специальный прибор, который охлаждал кровь, она разбегалась по венам, и мое тело немного остывало».

Арнольд Шварценеггер изрядно помучился, когда из него делали Терминатора. Каждый день на его лицо накладывали все больше и больше латексных частей, расписывая их краской под металл. А в итоге Арни даже пришлось заклеить глаз — согласно замыслу художника там у Терминатора находилась одна из камер. Из-за такого немилосердного обращения с кожей актеров у большинства из них начинается жуткая аллергия на грим.

Многие испытывают и психологический шок. Им сложно воспринимать свое отражение в зеркале после манипуляций гримера. Мира Ферлан, игравшая роль посла Деленн в сериале «Вавилон 5», буквально напичканном невероятными существами, вспоминала: «Увидев себя впервые после наложения грима, я начала думать, а не отказаться ли мне от этой роли? Мое отражение в зеркале было просто омерзительным!» Актерам, изображавшим инопланетных существ в этом сериале, пришлось помучиться. Одни не могли нормально есть — им мешали длинные резиновые пальцы.

Силиконовый грим — это еще и тест на профпригодность, ведь маска очень сильно сковывает мимику актера, и, чтобы сыграть роль на все сто, ему приходится в буквальном смысле гримасничать, работать мышцами лица на порядок сильнее, чем он привык это делать в других ролях. В результате в киноиндустрии даже появилась новая профессия — special make-up actor — актер, работающий в специальном гриме. Таким актером стал Джим Кэрри! Его «Маска» – пособие для начинающих работать в сложном гриме. А одним из самых искусных гримеров по праву считается Рик Бэйкер. Он гримировал Кинг-Конга и героев «Звездных войн», придумал семь разных образов для Эдди Мерфи в фильме «Чокнутый профессор».

Бэтмен, Гринч, люди Икс и Хэллбо – его работа тоже. А из Майкла Джексона в его знаменитом «Триллере» Бэйкер сделал дикую кошку. Гример наклеил на лицо Майкла под его маску резиновые контейнеры-мешочки, протянул к ним трубочки, а операторам раздал «груши» с воздухом. Медленно подкачивая в контейнеры воздух, операторы постепенно «раздували» лицо Майкла, превращая его в оборотня.

Российским гримерам из-за обилия фильмов про войну в основном приходится заниматься оторванными руками, рваными ранами и прочими удручающими вещами. Но нам тоже есть чем гордиться. Например, на съемках фильма «Обитаемый остров» из девятилетней актрисы сделали Колдуна. На голове юной Тани Мальцевой соорудили высокохудожественную рельефную лысину и «зашили» рот. На этот образ гримеры бросили все силы и управились всего за 40 минут.

Поделиться с друзьями!
Новые трейлеры