Наверх
5 марта 2014, 11:29, Кино Mail.Ru

Актуальный Шевченко: каким он есть и каким может быть

Музеи, спектакли, музыка, фильмы о Шевченко, а также фантазии о том, какими они могли бы быть

В сознании украинцев он по-прежнему остается Кобзарем, Великим Тарасом, мучеником и героем, и надо сказать, что формированию этого шаблонного образа способствует не только школьное образование, но и музеи, СМИ, деятели культуры… Сможем ли мы когда-нибудь увидеть этого великого человека свежим взглядом, без ярлыков прошедших эпох и идеологий? В этой статье мы попытались выделить самые интересные обращения современников к творчеству поэта и художника. А в дополнение — отважились пофантазировать, каким могло бы быть осмысление Шевченко в украинской и мировой мейнстрим-культуре.

Шевченко в музеях

R2-D2 изучает голограммы Т. Шевченко в музее будущего
 

Национальный музей Тараса Шевченко

Самый крупный и богатый музей Шевченко в мире — более 90 тысяч единиц хранения. Первые экспонаты коллекции — предметы из последнего жилища-мастерской Шевченко в петербургской Академии художеств. Здесь хранится «Катерина», написанная для Григория Тарновского, и портрет Жуковского работы Карла Брюллова — тот самый, за который друзья выкупили поэта из неволи. А на шевченковском верстаке для изготовления офортов школьники-посетители музея могут сделать собственные офорты и забрать их с собой на память. В 2013 году музей был закрыт на капитальный ремонт. Открыть его обещают 9 марта, в день рождения Шевченко.

Литературно-мемориальный дом-музей в переулке Шевченко

Дом чиновника Ивана Житницкого на Козьеболотной улице (ныне — переулок Шевченко), первый музей поэта в столице. Фруктовый сад при музее — единственная сохранившаяся в центре города усадьба, какими в прежние времена были застроены все окрестности Крещатика. Здесь Шевченко жил, работая в Археографической комиссии и создавая киевские пейзажи для альбома «Живописная Украина». В этой же усадьбе были написаны баллады «Русалка» и «Лилия».

Хата на Приорке

Типичный образчик киевской застройки XIX века на живописной (в то время) окраине. В музее сделан акцент на воссоздание интерьеров и атмосферы, характерной для того времени. Здесь именно то, что ценил в своем простом жилище поэт, — глиняная посуда на столах, вязаные дорожки на полу, иконы и рушники на стенах. Большинство экспонатов подарены музею жителями Приорки — потомками тех людей, которые знали и лично общались с Шевченко.

Государственный музей Шевченко в Каневе

Часть Шевченковского национального заповедника на Тарасовой (прежде — Чернечей) горе. Открыт в 1939 году, перестроен и переоснащён в 2004-2010. Теперь, кроме оригинальных экспонатов, посвящённых различным периодам жизни поэта, посетители могут воспользоваться интерактивными экранами с аудиовизуальной программой. Рядом с музеем — могила и памятник Шевченко, домик смотрителя «Тарасова светлица».

Музей будущего
 

Музей в селе Шевченково

Входит в заповедник «Родина Тараса Шевченко», вместе с памятниками в с. Моринцы и Будищи. Дом, в котором рос поэт, не сохранился, сейчас на его месте — памятник «Тарас странствует». В пяти комнатах музея — мебель из дворца помещиков Энгельгардтов, где юный Шевченко служил казачком, и другие предметы, воссоздающие быт украинского села того времени. Неподалеку от музея — могила матери Шевченко и воссозданный по рисункам дом их семьи.

Музей «Кобзаря» в Черкассах

Один из немногих в мире «музей одной книги». В экспозиции — первое издание «Кобзаря» (1840 г.), в которое входили всего 8 произведений; переводы «Кобзаря» на большинство языков мира.

«Музей „Заповіту“» в Переяславе-Хмельницком

Именно здесь в 1845 г., борясь с воспалением лёгких, поэт написал свой знаменитый «Заповіт». В музее восстановлен интерьер комнаты, где он жил, гостиной, библиотеки, кабинета хозяина — доктора А. Козачковского. В остальных комнатах дома — Исторический музей, где выставлены старинное оружие, личные вещи казацких лидеров, в частности сабля Богдана Хмельницкого.

Флигель Шевченко в Яготине

Одна из немногих сохранившихся частей усадьбы Разумовских. Здесь поэт работал над поэмой «Тризна», записывал народные песни. Созданные здесь автопортрет и поэму Шевченко подарил Варваре Репниной, дочери хозяина поместья. Во флигеле восстановлен интерьер тех времен; к сожалению, до нас не дошли фрески, которыми Шевченко собственноручно расписал стены.

В Украине, похоже, есть музеи Тараса Шевченко на любой вкус. Чего ещё пожелать? Возможно, современного интерактивного музея, где не будет оригинальных экспонатов, зато будет возможность подробно ознакомиться с любым интересующим периодом жизни или аспектом творчества поэта и художника, принять участие в викторинах разного уровня сложности, а младшим посетителям — исследовать экспозицию, выполняя задания в специальном альбоме, как делают это школьники во всех странах. И хорошо бы альбомы эти проиллюстрировали современные художники: Штанко, Лавро или Ерко, например.

Шевченко в современной музыке: рокапопс, R’n’B и фрик-кабаре

 

В большинстве случаев современный слушатель ассоциирует лирику Тараса Шевченко с классической и народной традицией в музыке. Но существует и альтернативное видение шевченковских строк, интересное широкому кругу нынешней молодежи.

Первыми, кто начал «осовременивать» творческое наследие Шевченко для свого поколения, были украинские рок-группы 90-х. Их дело продолжили музыканты 2000-х. Группа «Кому вниз» записала на слова Тараса Григорьевича песни «Розрита могила», «Не нарікаю я на Бога», «До Основ'яненка» и другие. У группы «Мертвий півень» есть песня Il testamento на знаменитый «Заповіт». Успешная сегодня команда Kozak System включила в альбом «Шабля» 2012 года песню «Гайдамацька» на слова поэта. Группа «Скрябин» соединила музыку фронтмена Кузьмы и стихотворение «Мені однаково…». «Сокира Перуна» записала песню на слова «Гомоніла Україна», а в арсенале метал-команды «САД» более дюжины песен на стихи Шевченко.

Музыканты в других жанрах несколько отстали от рокеров в области новых интерпретаций творчества Шевченко, но что-то все же было сделано. Больше всего песен на стихи Тараса Григорьевича было положено малоизвестными эстрадными и фолк-ориентированными артистами: «Тарасова ніч», «Фата моргана», Алексеем Керекешей и многими другими. Есть запись исполнения песни «Цариця небі і землі» дуэтом «Сестри Тельнюк». Кардинально изменить подачу стихов Шевченко попытались R’n’B-группы Soul B и D.Lemma — обе записали песни на слова «Думи мої», но только версия D.Lemma стала довольно популярной в Украине в свое время.

А вот в самом интригующем ракурсе шевченковские стихи представило нашумевшее фрик-кабаре Dakh Daughters. Талантливые девушки декламируют на своих выступлениях «Причинну» и «Заповіт» со всей страстью. И примечательно, что к стихам Шевченко Dakh Daughters обращаются наряду со вставками из песен культовых Nirvana или Rammstein, интерес к которым вряд ли угаснет в ближайшие десятилетия.

Шевченко в современной музыке: каким он может быть

 
 

Кто еще из отечественных музыкантов мог бы «сдуть пыль» с «Кобзаря» и достойно приблизить поэтическое наследие минувших лет к мейнстриму? У «Океана Эльзы» наверняка получилась бы душераздирающая рок-баллада, которая звучала бы на всех радиостанциях страны и ближнего зарубежья. Та же участь ждала бы песню «Воплі Відоплясова», которая вышла бы не менее драйвовой, чем хит «Весна». Слова Шевченко могли бы душевно прозвучать в сочетании с акустическим роком и регги группы SunSay, и специфическим вокалом Андрея Запорожца. Харизматичное джаз-фанковое исполнение Джамалы, которое поддерживается отличным инструментальным сопровождением, представило бы Шевченко в ярких жизнерадостных красках. Хард-поп-группа The Hardkiss могла бы сочинить нечто такое же жизнеутверждающее, как новая песня Hurricane. А «первая леди» украинской лайв-электронной сцены Ната Томата в рамках своего нового проекта Onuka со вкусом соединила бы мелодичные украинские стихи с приятной электроникой, звуками сопилки и бандуры, которые можно услышать в дебютном треке Look.

Продолжим фантазировать и замахнемся на мировую музыкальную сцену. Пожалуй, социальная тематика Шевченко пришлась бы по душе таким талантливым «бунтарям против системы», как Rage Against the Machine, которые наверняка интерпретировали бы тексты Шевченко в духе трека Wake Up. Eminem выбрал бы строки, в которых говорится о несправедливости, предрассудках и лицемерии, и превратил бы их в трек, похожий на Sing For the Moment. Поп-соул-дива Adele могла бы спеть нечто такое же трагичное, величественное и пускающее мурашки по коже, как Skyfall. Абсолютные звезды 2013 года — титаны мировой электронной сцены Daft Punk — могли бы создать посвящение творчеству Шевченко в духе трека Giorgio by Moroder из последнего альбома, которым они выразили почтение пионеру электроники 70-80-х Джорджо Мородеру. Стихи Тараса Григорьевича могли бы звучать и во время решающих футбольных матчей, если бы Джек Уайт и The White Stripes сочинили на его стихи такую песню, как Seven Nation Army. И напоследок, вспомним известный во всем мире «сумасшедший оркестр» Gogol Bordello и его украинского фронтмена Евгения Гудзя. Уж эти ребята точно передали бы вместе со стихами Шевченко национальный колорит, отличившись при этом свежей, сочной подачей в стиле балканско-цыганской музыки.

Шевченко и его коллеги художники

Поцелуй старого Шевченко с молодым Шевченко, отсылающий к памятному поцелую Л.Брежнева и Э.Хонеккера. Противопоставление образов старого и молодого Шевченко в современной культуре воплощает разные идеологические подходы к наследию поэта: традиционный и новаторский | Источник: Кино Mail.Ru
 
 
Конечно же, Тараса Григорьевича все еще продолжают вышивать крестиком и вписывать в пасторальные пейзажи, развивая национальный китч. Но вместе с тем в последние годы появились попытки альтернативно осмыслить визуальный образ поэта. Вот пара примеров.

В 2011 году в PinchukArtCentre состоялась выставка знаменитого одесского художника Александра Ройтбурда «Если в кране нет воды». Посетившие ее гости увидели портрет Шевченко в образе хасида. Хасидами Ройтбурд изобразил и других знаменитых медиа-персон: от Пушкина до братьев Кличко. Название серии отсылает к известной в 1970-х песне Константина Беляева: «Если в кране нет воды, значит, выпили жиды». Своими работами художник попытался привлечь внимание общества к проблеме ксенофобии.

Сходным образом эксплуатируют стереотипный образ «хмурого усатого Кобзаря» и другие художники. Дмитрий Крышовский, представитель оригинального отечественного направления «жлоб-арт», одел Тараса Григорьевича в адидас. Донецкий художник Антонио Шевченко «перевел» портрет своего тезки на язык цвета. Дизайнер Илья Стронговский, доведя до гротеска те самые эпические усы, создал образ Шевченко-Ктулху. Иллюстрации смотрите ниже в нашей галерее.

Тиражирование эпатажных образов будет продолжаться. Оно может быть поверхностным или глубоким, удачным или не совсем. Но главное — лед тронулся! Эпатаж полезен, ведь в данном случае он не просто щекочет нервишки ретроградам, но и пытается пробить железобетонную стену культа личности Шевченко, унаследованного нами от народников и «совков». У представителей отечественного искусства и гуманитарной сферы уже сформировалось или, к счастью, постепенно формируется понимание, что украинская классика нуждается в десакрализации. Шевченко, возведенный в кумиры неприкасаемый гений, должен превратиться в Шевченко, который актуален и по-настоящему интересен современникам. Остается только пожелать, чтобы все не заглохло на этом этапе.

Шевченко в театре: иногда лучше ничего

Так могла бы выглядеть афиша современного спектакля или перформанса по произведениям Шевченко | Источник: Кино Mail.Ru
 
 

В украинском театре тема Шевченко разработана широко, каждый уважающий себя театр — от столичных до провинциальных (в особенности провинциальные) — имеет в своем репертуаре хотя бы одну постановку по произведениям Шевченко или на основе его биографии. Жаль, что немногие из этих постановок соответствуют современным тенденциям в развитии театра. Вот и специально к юбилею Тараса Григорьевича многие театры подготовили постановки. В Театре им. Франко худрук Станислав Моисеев поставил инсценировку по поэзии Шевченко «Такая ее доля…». В Русской драме бессменный Михаил Резникович поставил спектакль «Везде один…», который «вопреки многолетним хрестоматийным, заезженным декларациям и представлениям» покажет зрителю разные грани жизни и личности Шевченко. В Театре на левом берегу покажут «Окрыленный любовью» — документально-поэтический спектакль Сергея Гальченко по произведениям Тараса Шевченко, письмам и воспоминаниям его современников. Здесь же к 200-летию поэта пройдет читка пьесы Виталия Жежеры «Трое наших среди Музунгу». В Молодом театре пройдет творческая встреча «Молодая поэзия — Молодой театр». Это совместный проект театра и Национального музея им. Тараса Шевченко. Молодые украинские поэты прочтут свои стихи, а актеры театра будут читать поэзию Тараса Шевченко. Кроме того, в театре представят премьеру — «Рядовой Шевченко» о жизни поэта и художника. Нельзя не отметить также, что для многих столичных театров, даже тех, которые носят имя Шевченко, более приоритетным оказался праздник всех женщин, и к юбилею Шевченко они не подготовили ничего. Впрочем, иногда лучше ничего.

Шевченко все еще не осмыслен в украинском театре так, как того требует сегодняшний день — актуально и с точки зрения развития театрального искусства, и с точки зрения важности фигуры Шевченко для украинской культуры. Но надежда есть. Не так давно стало известно, что украинский драматург Наталья Ворожбит, в сотрудничестве с режиссером Андреем Маем, готовит документальный спектакль «Дневник Майдана», который обещают приурочить к юбилею Шевченко. Именно Майдан Ворожбит назвала «лучшим подарком украинцев к юбилею Шевченко». Именно Майдан снова сделал Шевченко актуальным и цитируемым.

Шевченко в кино: днем с огнем 

 

Полноценного современного кино о Тарасе Григорьевиче днем с огнем не сыщешь. Его торопливо промелькнувшую тень можно увидеть разве что в альманахе «Мудаки. Арабески». Эхо поэта разносится в проекте «Наш Шевченко», инициированном Сергеем Проскурней (более трехсот украинцев читают стихи и отрывки из поэм ТШ). Тот же Проскурня создал документальную ленту, посвященную народному представлению о Шевченко — «Тарас Шевченко. Идентификация». В фильме украинский народ идентифицирует поэта с легендарными героями и мифологическими фигурами. Картину можно будет увидеть в рамках выставки «Шевченко/mania» в Арсенале.

Не так давно неплохой документальный цикл телепередач «Мой Шевченко» создали Юрий Макаров и Александр Роднянский. Они попытались нешаблонно показать настоящего, живого человека, проведя зрителя от момента рождения Шевченко в небольшой хате в Моринцах до похорон недалеко от Канева. Свою поэтическую «Толоку» обещает вскоре представить режиссер Михаил Ильенко. Фильм должен стать экранизацией самой короткой поэмы Шевченко — «У тієї Катерини хата на помості». Однако что из этого получится — непонятно. Известно лишь, что Ильенко бьется над этой экранизацией уже больше десяти лет.

В киноархиве имеется пара-тройка известных лент советского производства. Образы поэта в них воплотили Амвросий БучмаТарас Шевченко», 1926), Сергей БондарчукТарас Шевченко», 1951), Иван МиколайчукСон», 1964), Тарас ДенисенкоПоэт и княжна», 1999). Последний фильм про украинское «наше всё» вышел больше пятнадцати лет назад, и с тех пор на «святыню» никто не посягал. А зря. При наличии грамотного сценария, который можно сделать как на основе официальной биографии, так и из личных дневников поэта, может выйти неплохой байопик. Как минимум в духе оскароносного «Влюбленного Шекспира» или российского сериала «Есенин».

В то время как британцы осмысливают Уильяма Шекспира и Оскара Уайльда, французы — Оноре де Бальзака, россияне — Пушкина и Есенина, а американец Стивен Содерберг пытается разобраться в жизни Франца Кафки, украинские кинематографисты предпочитают обходить фигуру Шевченко стороной.

Кинотеатр с правом выбора
 

Нам просто необходимо снять о Шевченко что-то наподобие «Птицы-Гоголя» Леонида Парфенова (возможно, именно он идеально справился бы с этой задачей). Примером может послужить и биографическая драма «Гоголь. Ближайший» от Натальи Бондарчук, которая, кстати, также сняла и киноленту «Пушкин. Последняя дуэль». Хотелось бы, чтобы Тараса Григорьевича взял в свои надежные руки и какой-нибудь титан мейнстрима наподобие Мартина Скорсезе, но как бы не вышло тут еще одних «Банд Нью-Йорка», причем с тем же Лео ДиКаприо в главной роли. Поэтому остается только надеяться на новое поколение кинематографистов.

Подпишитесь
9189 фильмов из 10 крупнейших онлайн-кинотеатров
История моих просмотров