16 августа 2013, новость

Умер классик абсурда Славомир Мрожек

Польский драматург, художник и писатель Славомир Мрожек скончался в Ницце на 84-м году жизни
Источник: Газета.Ru

Будущий писатель и драматург Станислав Мрожек начинал как журналист и художник-карикатурист — он писал фельетоны, а в 1953 году известный польский сатирический еженедельник Przekrój опубликовал цикл его рисунков. Но в том же году вышел и первый сборник рассказов Мрожека — Opowiadania z Trzmielowej Góry («Рассказы Шмелиной горы») и сборник, составленный из его газетных работ, — Półpancerze praktyczne («Практичные полудоспехи»).

После этого его карьера развивается по нарастающей. Мрожек оставляет журналистику, начинает писать пьесы (первая из них — «Полиция» — была поставлена в 1958 году), печатаются его рассказы и повести, он посещает СССР и перебирается в Варшаву.

«Это важнейший автор для польского театра, в своих произведениях передававший опыт жизни в тоталитаризме, — рассказал "Газете.Ru" польский театральный критик и куратор Роман Павловский. — Мрожека часто называют создателем польского театра абсурда. Однако если сравнить его с другим классиком этого направления, французом Эженом Ионеско, то становится видно, что Ионеско создавал абстрактные сюжеты, а Мрожек находил абсурд в жизни тоталитарного общества и транслировал его».

В 1963 году Мрожек — возможно, неожиданно для всех, кто его знал, — уезжает из Польши. Он сохранил польское гражданство, но жил в США, Германии, Италии и Мексике, стал писать о том, чем жила тогда западная цивилизация. В 1964 году он пишет пьесу «Танго», сделавшую драматурга мировой знаменитостью.

«Две его главных пьесы этого периода — "Танго" и "Эмигранты"», — считает Павловский.

«В "Танго" драматург изобразил конфликт консерватора и авангардиста. В "Эмигрантах" тоже был конфликт — между интеллигентом и пролетарием, — рассказывает театровед. — И изобразил его Мрожек безжалостно: интеллигент показан слабым и страдающим синдромом жертвы, но при этом претендующим на определение судеб мира. А пролетарий, вместо того чтобы жить той лучшей жизнью, ради которой уезжал, вынужден работать до потери человеческого облика, чтобы подстроиться под изменившуюся экономическую реальность».

В России Мрожека открыли довольно поздно — в перестройку.

«В 1968 году он активно выступал против вторжения советских войск в Чехословакию, так что до середины 1980-х для него советская сцена была закрыта», — напомнил Павловский.

Но сам Мрожек о России не забывал. В 1987 году он написал замечательную пьесу «Портрет» — о портрете Сталина, на фоне которого разворачивается дискуссия между коммунистами и оппозиционерами, потом была «Любовь в Крыму» — панорама жизни в России 1910-х годов. Мрожек оставлял режиссерам простор для интерпретаций: так, напомнил Павловский, в спектакле по «Любви...» в постановке Ежи Яроцкого (2007) в варшавском Театре народовом эпизодический персонаж Владимир Ильич Ульянов-Ленин разговаривает цитатами из трудов современного левого философа и публициста Славоя Жижека.

На родину Мрожек вернулся только в 1996-м, фактически за уже положенными ему к тому времени почестями: в 1997 году он был награжден орденом Возрождения Польши, в 2010-м получил медаль «За заслуги в культуре Gloria Artis» от польского министерства культуры.

«Имя Мрожека стало для поляков нарицательным, — уверен Павловский. — Когда хотят сказать, что происходит нечто неправдоподобное, говорят "как у Мрожека" , имея в виду не только его пьесы, но и короткие рассказы, в которых сатира сочетается с абсурдом».

Драматурга обязательно ждет новая волна популярности, считает театровед, и не только потому, что его произведения проникнуты иронией над комплексом жертвы, который на протяжении многих лет был свойственен части польского общества. «Мрожек — это не только смех. Это постоянная практика дистанции от тоталитарной власти, постоянный анализ границы между свободой и несвободой», — резюмирует Павловский.

Поделиться с друзьями!
Новые трейлеры