Наверх
1 августа 2006, 14:29, StarStory.Ru

Таисия Корнилова. Эксклюзивное интервью

Династия Корниловых занимает почетное место среди российских представителей циркового искусства, да и в мире она уже давно успела себя зарекомендовать. Народная артистка России Таисия Корнилова – дочь известного дрессировщика слонов Анатолия...

Династия Корниловых занимает почетное место среди российских представителей циркового искусства, да и в мире она уже давно успела себя зарекомендовать. Народная артистка России Таисия Корнилова – дочь известного дрессировщика слонов Анатолия Корнилова – впервые вышла на арену в 6 лет и, впоследствии, стала самой молодой заслуженной артисткой России. Наша встреча запомнилась теплым приемом в ее московской квартире и очень интересной беседой – специально для starstory.ru.

Таисия, скажите, слоны – добрые животные?

Они очень добрые и даже умные.

Случались какие-нибудь эксцессы с вашими подопечными на арене и в жизни?

Однажды одна слониха бегала по площади в Риге и не хотела нас слушаться – как мы ее ни пытались завлечь. И тут я вспомнила, что эта слониха любит французские сдобные булочки. Я забежала в одну пекарню рядом с площадью, купила ей булочки, и она, представляете, повелась на запах ванили и сдобы и зашла обратно в машину. Все были в шоке: «Как это она стала такой покорной?!» Секрет прост: дрессировщикам необходимо знать, как найти подход к животному, уметь находить его слабые стороны.

А случались ли какие-нибудь неприятные истории?

Ну, к счастью, у нас мало таких историй, в отличие от других стран, например, Таиланда. Может быть, слышали: там слоны бросались на публику. У нас тоже были неприятные происшествия, когда слоны друг с другом дрались, когда люди пытались их разнять, и звери нападали на этих людей. Но, если честно, не очень хочется об этом вспоминать.

Смотрите эксклюзивные фотогалереи

Можно ли приручить взрослого слона?

Это нереально. Хотя есть один случай, когда один дрессировщик не справился с дрессурой, и другой дрессировщик взял этого слона и заставил себя слушаться.

В чем основные принципы дрессировки?

Во-первых, это любовь к животному, во-вторых, нужно прочитать все книжки о животных, увлекаться зоологией, биологией, изучать живой мир фауны и флоры. И самое главное – понять животное, стать немного таким же, как он, быть с ним на равных, понимать, почему он ведет себя так, понять, что он может сделать, воспитывать его.

И как же его воспитывать?

Со слоном действует тот же принцип воспитания, что и с детьми: метод кнута и пряника. Самый главный запрет в цирке для животного – выходить за барьер, ведь он может нанести вред человеку. Мы с самого детства запрещаем слону это делать и наказываем, если ослушается. Маленькие слоны – такие шалуны: им везде хочется походить, все пощупать, проверить на вкус. Но мы их воспитываем и следим за ними, как за маленькими детьми.

Каково самое страшное наказание для ваших слонов?

Остаться за кулисами. Помню, однажды мы так наказали одну слониху – она осталась за сценой: стояла, смотрела на остальных, и у нее текли слезы. Более того, она чуть не разорвала цепь, которая держала ее лапу, – так она рвалась на арену.

Слон – не хищник, а в чем отличие в приручении хищника?

Те же тигры в детстве ничуть не отличаются от котят. Первыми, кого они видят – не папа и мама, а дрессировщик, который в какой то степени заменяет им родителей. А инстинкт хищника зависит от темперамента особи, а возникает он у них, как правило, из-за голода или из чувства страха.

Таисия, скажите, современный цирк прогрессирует?

Мировой цирк – да, а русский, к сожалению, – потерял своего зрителя. Переизбыток программ, переизбыток плохих артистов, отсутствие в стране хорошей цензуры, в результате чего каждый делает то, что хочет, – причин множество. Поэтому к цирку стали относиться как к самому последнему и ненужному виду искусства.

Насколько жизнь человека, работающего в цирке, отличается от жизни людей, трудящихся в других видах искусства?

Мы постоянно пребываем в разъездах, можно сказать, живем на колесах – в абсолютно разных условиях: и шикарных, и полевых. Постоянно меняем города, страны. Я считаю, это такая романтика, которой в любом другом виде искусства, наверное, нет.

У вас не было никогда желания бросить ваше занятие?

Я думаю, каждому человеку в какой-то период жизни надоедает то, чем он занимается, и он думает бросить это дело раз и навсегда. Меня тоже посещали такие мысли, но я этого, как видите, сделать не смогла: остановила любовь к делу, к моим животным и чувство ответственности. Если я брошу цирк – что мои слоны и люди, которые со мной работают, будут делать? Без меня животные погибнут, а люди останутся без работы.

Дрессура – ваша семейная традиция. А как вы отреагируете, если ваш внук не захочет заниматься этим?

Нормально – я же понимаю, что человека не заставишь заниматься тем, чем он не хочет. Ведь потом внук придет ко мне и скажет, например: «Бабушка, вот из-за тебя я не стал великим физиком!» Я этого, конечно, не хочу.

А вы сами решили заниматься дрессурой?

Я с детства занимаюсь режиссурой, а не дрессурой. Я по своему призванию – режиссер: с восьми лет ставлю спектакли – и по сей день продолжаю. А дрессурой меня заставили заниматься. Но, слава богу, эти профессии можно совмещать.

А в чем отличие от постановок спектаклей и дрессировки слонов?

Дрессировать животных намного легче, чем людей (улыбается). Во-первых, постановка спектакля – работа очень трудоемкая, она отнимает много времени и сил. В дрессуре – все легче: не надо никуда бежать, никого искать, никаких документов подписывать. Ты четко знаешь, что сейчас придешь на репетицию, где тебя ждут любящие животные, и они нуждаются в тебе. Вот ты не пришел – и они заскучали. Выход на арену для них – вся жизнь, в отличие от любого актера.

Бывает такое, что животные на вас обижаются?

Да, вот сейчас я к ним не поехала из-за интервью. И они обижены – из-за того, что я их так надолго бросила (смеется).

А в чем эта обида выражается?

Они отводят взгляды, начинают переговариваться, ведут себя не как обычно. По крайней мере, я сразу могу понять, что животные на меня обижены.

У ваших слонов есть какие-нибудь новые трюки?

К сожалению, нет, ведь слона можно чему-нибудь научить только лет до пятнадцати, а нашим слонам уже далеко за пятнадцать. Конечно, есть «молодняк» в запасе, с которыми мы так же работаем. С ними, безусловно, мы придумываем нечто новое.

А есть предел развития дрессировки?

Никаких рамок развития нет. Возможно абсолютно все: дрессура не стоит на месте, с каждым годом она развивается все больше и больше. Возможно, когда-нибудь слоны уже будут летать (смеется).

Скажите, а ваши выступления – это просто номер со слонами?

Нет, это скорее шоу, а не номер. Ведь у нас в выступлениях принимают участие не только слоны, но и другие животные, и актеры. Мы специально записываем для них музыку. Сейчас, например, наше шоу называется «Путешествие в джунгли», а до этого пять лет мы проработали с шоу «Слоны вокруг света». Вот в «Путешествиях в джунгли», например, у моего сына – образ Паганеля, попавшего в джунгли, а я – Королева Таис (улыбается).

Вы можете вспомнить самое запоминающееся шоу?

Первые гастроли в Москве, в «Олимпийском», где на слоне въезжал Андрей Разин из группы «Ласковый май». Тогда слон побежал на ледовую арену, представляете? Очень сильное впечатление, мы еле удержали слона (улыбается). Вообще, все премьеры в Москве были очень запоминающимися. Главное, справиться с волнением. Я всегда знаю, сколько человек на меня смотрит, сколько репортеров, людей с телевидения. Когда ты волнуешься, сложно работать, потому что твое волнение передается животному, а мы напрямую зависим от них.

Таисия, вы сами ходите в цирк?

Да, конечно, причем это не всегда удовольствие – больше просто необходимость. Ведь я должна знать, что происходит в цирковом искусстве, какого рода представления сейчас актуальны, и потом, всегда есть возможность обрести какие-нибудь знания, поучиться на чужих ошибках.

Какие у вас планы на будущее?

Сейчас мы готовим новую постановку «Скайланд» – это эстрадно-цирковой спектакль, очень интересный, для взрослых и детей, посвященный летчикам-испытателям. В этом спектакле будет очень высокое качество актерского состава: с нами работают Алла Духова, Вадим Савенков, а музыку будет писать Алексей Карнизов. Больше, рассказать, пока, к сожалению, ничего не могу. Приходите, будем рады вас видеть (улыбается).

Будут какие-нибудь пожелания читателям?

Я хочу пожелать мира, и, самое главное, чтобы после нашей с вами беседы люди захотели посмотреть на цирк с другой стороны – пришли к нам работать (улыбается).

Подпишитесь
Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
9184 фильма из 10 крупнейших онлайн-кинотеатров
История моих просмотров