Отзыв редакции к фильму «Ромео и Джульетта»

Маша Вильямс
7 октября 2013
5
Маша Вильямс поставила оценку 5 и написала отзыв к фильму «Ромео и Джульетта»
Лямур-гламур

Трагедия Вильяма нашего Шекспира, немного адаптированная под представления и вкусы современных подростков.

Фильм приурочен к 45-летию со дня выхода на экраны классической версии «Ромео и Джульетты» — картины Франко Дзеффирелли с Леонардом Уайтингом и Оливией Хасси в главных ролях. Снимался в Вероне и окрестностях с соответствующими той эпохе декорациями и костюмами. Красиво — не передать. Шекспировский текст остался без изменений. Грустно — до дрожи в голосе. Ну что опять не так?

Возможно, излишне пересказывать сюжет, известный всем и каждому, но тем не менее. Девочка Джульетта (Хейли Стайнфелд) и мальчик Ромео (Дуглас Бут) любят друг друга, однако стародавняя вражда их семейств мешает им быть вместе, даже несмотря на то, что молодые люди успели тайно обвенчаться. Священник Лоренцо (Пол Джаматти) пытается помочь влюбленным, надеясь через их брак примирить две уважаемых семьи, однако все благие планы рушатся: снова гибнут люди, и ненависть, как и любовь, достигает пика.

На экране при этом происходит что-то, что даже отдаленно нельзя назвать шекспировскими страстями. Необыкновенно красивый Ромео с удивительно стойкой укладкой на голове вызывает абсолютно ненужные, но неизбежные ассоциации с целым выводком девичьих кумиров, что расплодились в последние несколько лет, тусуясь где-то между оборотнями, вампирами и начинающими секретными агентами. Желание продюсеров заинтересовать Шекспиром поколение, растущее среди «Сумерек», приготовило публике большой сюрприз, и во время схватки Тибальта и Меркуцио в голову непрерывно лезут какие-то вовсе ненужные Вольтури.

Смертельная вражда между кланами, ненависть и ярость, охватившая весь город, бессилие всемогущего веронского герцога, гневно клеймящего подданных «зверьем» и «изменниками» — все это заретушировано, напомажено и приодето. (Костюмы и пейзажи действительно красивы до невозможности, и каждый кадр хочется вырезать и пришпилить на стену, на ковер с лебедями.) Не менее яростная, невероятная любовь, противостоящая ненависти и самой судьбе, удивляющая столетия спустя, преподнесена как некий частный и неудачный бунт двух неопытных подростков — чтоб быть понятой подростками современными.

Ни символизма, ни образности, ни единой попытки осмыслить то, что действительно происходит в «Ромео и Джульетте» (как минимум, там каждый, буквально каждый персонаж решает для себя «быть или не быть» по нескольку раз за пьесу). Нет — только голый текст Шекспира, который старательно начитывают актеры 1992 и 1996 годов рождения. Сладкий Ромео, гадкий и сладкий Тибальт. Волоокая кудрявая душка Джульетта. Комичный патер Лоренцо. Красная кровь и бессмертная любовь. Черт, опять Вольтури.