Один из самых долгих проектов в истории кино выходит на экраны только после кончины автора, классика мирового кинематографа, чьи работы и при жизни, и после смерти вызывают непонимание и отторжение слишком большого числа людей.
На далекой планете земные ученые из Института экспериментальной истории тайно наблюдают за жизнью обитателей государства Арканар, физически не отличимых от землян, но проживающих в эпоху, напоминающую раннее Средневековье. Один из ученых — Антон живет среди арканарцев как местный дворянин дон Румата Эсторский. Антона ужасает местная действительность — грязь, нищета и привычная для этого государства охота на ученых и поэтов, ненависть к знанию и красоте. Имея желание и возможности что-то изменить в окружающем мире, Антон скован тотальным запретом — ученые всего лишь наблюдатели на Арканаре и никаких радикальных действий совершать не должны. Даже убивать в целях самозащиты им запрещено. Научно обоснованная этика невмешательства в дела чужой планеты и истории сталкивается с эмоциями и моралью порядочного человека, видящего, как зло попирает невинных жертв и робкие ростки культуры. Классическая для русской литературы проблема выбора интеллигента между активным поступком и пассивным созерцанием встает перед земным ученым. И в тот момент, когда власть в Арканаре захватывает фанатичный Черный Орден, совесть Антона не выдерживает свалившегося на него груза.
Первую попытку экранизации повести братьев Стругацких «Трудно быть богом» выдающийся режиссер Алексей Герман пытался предпринять еще в 1968 году, но ввод советских войск в Чехословакию поставил крест на осуществлении его замысла. К работе над фильмом Герман вернулся через 30 лет и в 2000 году приступил к съемкам в окрестностях чешского замка Точник. В дальнейшем работа над картиной неоднократно прерывались из-за финансовых трудностей. Да и сам Герман признавал, что еще со съемок картины «Хрусталев, машину!» он «стал работать подолгу». Выход фильма на экраны неоднократно анонсировался, но увидеть его впервые зритель смог только после смерти режиссера — в прошлом году на Венецианском кинофестивале.
За почти три часа экранного времени Герман попытался полностью, с головой, погрузить нас в грязную и неприглядную атмосферу инопланетного Средневековья. Фильм наполнен изрядным количеством крайне натуралистических сцен с мастерским движением камеры и очень продуманными и выверенными мизансценами и с отличными актерскими работами — одно только исполнение Леонидом Ярмольником роли дона Руматы стоит отдельной статьи. Но в результате — к глубокому разочарованию — фильм получился просто скучным. Натуралистические ужасы трогают мало и скоро начинают просто надоедать. От фильма очень быстро устаешь — и устаешь не в виду важности поставленных проблем или сложности киноязыка Германа. Нет, просто выстрел, к сожалению, оказывается холостым. Все стрелы, выпущенные режиссером, увы, летят мимо цели, оставляя зрителя холодным и равнодушным. И на предфинальной реплике Антона-Руматы «Сердце мое полно жалости, я не могу этого сделать» невольно вздыхаешь с облегчением: ну и слава богу, скоро конец.